Факторы риска инфекционных заболеваний обж

П од факторами риска подразумеваются элементы внешней (в основном) или внутренней среды, которые могут оказать негативное воздействие на жизненно важные органы, системы органов или на весь организм человека в целом.

Факторов риска, способствующих инфекционным заболеваниям, много; знать их необходимо, чтобы сознательно и активно противодействовать болезням.

Среди факторов риска, помимо отмеченных выше путей передачи инфекционных начал, выделяют:

– войны; социальные, экономические бедствия; нарушения экологического равновесия, стихийные бедствия, катастрофы; голод, бедность, нищенство, беспризорность. Основные спутники их — резкое снижение защитных систем, ослабление организма, вшивость, сыпной тиф, чума, брюшной тиф и др.;

– моральные, психические травмы, стрессы;

– тяжелые длительные, изнуряющие организм болезни;

– плохие жилищно-бытовые условия, непосильный физический труд; недостаточное, некачественное, нерегулярное питание; переохлаждение, перегревание, сопровождающиеся резким ослаблением организма, особенно его иммунной системы;

– несоблюдение, нарушение правил личной гигиены: тщательного мытья рук с мылом после поездки на общественном транспорте, перед едой, после посещения туалета, выполнения грязных работ. Во всех этих случаях возможно заражение «болезнями грязных рук» — дизентерией, холерой, брюшным тифом и др.;

– контакт с бомжами, в том числе с их одеждой, руками, с предметами, которыми они пользовались, даже с местом, на котором они сидели или лежали (чаще всего в метрополитене, подземных переходах), поездки на общественном транспорте в условиях тесноты, скученности или рядом с бомжами. Возможны: педикулез, желудочно-кишечные, простудные заболевания, дизентерия, брюшной тиф, холера; туберкулез, грипп, чесотка;

– общее нарушение правил личной гигиены: непользование душем, мылом и другими моющими средствами, редкая смена белья. Эти факторы способствуют появлению педикулеза (вшей), очаговой инфекции — фурункулов, карбункулов, возможен сепсис;

– нарушение гигиены жилища, служебных помещений; плохие бытовые условия, скученность; отсутствие ежедневной влажной уборки, регулярного проветривания провоцируют грипп, корь, скарлатину, брюшной тиф. Возможны поражения лица, век, бровей, губ микроскопическими клещами, распространяющимися с пылью и контактным путем;

– пользование чужими перчатками. При этом возможно заражение трихофитией кожи, ногтей; чесоткой (чесоточный клещ); кишечными инфекциями. Использование чужой обуви часто приводит к грибковым поражениям кожи стоп, межпальцевых промежутков, ногтей.

– необращение к помощи врача или несвоевременное, некачественное оказание медицинской помощи при обширных загрязненных рваных ранах или при обычных ранах конечностей. Особо опасны: столбняк, газовая гангрена, сепсис;

– употребление для питья, а также при умывании некачественной воды, загрязненной фекалиями из-за прорыва канализационных, сточных вод, а также вследствие сброса навоза из животноводческих ферм, способствует возникновению тяжелых желудочно-кишечных заболеваний: холерой, брюшным тифом, дизентерией, вирусным гепатитом и др.;

– употребление пищи, зараженной возбудителями инфекционных болезней: молока (бруцеллез, брюшной тиф и др.), мяса, рыбы (пищевые токсикоинфекции, сальмонеллез), утиных, гусиных, куриных яиц (сальмонеллез). Использование в пищу неправильно изготовленных (особенно в домашних условиях) грибов, колбасы, консервов (ботулизм, столбняк). При употреблении свиного мяса или мяса диких животных (в основном кабанов) может возникнуть трихинеллез — тяжелое заболевание с поражением мышц глистами — трихинами; отказ от плановых прививок в основном в детском возрасте, приводящий к опасности возникновения полиомиелита, коклюша, кори, дифтерии и др.;

– отказ от прививок против столбняка при ранениях;

– алкоголизм, наркомания, беспорядочная половая жизнь. Все факторы, определяющие развитие губительных эпидемий, пандемий’, следует рассматривать как единый комплекс направлений сложнейших мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями.

Читайте также:  Сделать соскоб с ногтя на грибок

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9640 – | 7526 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Урок 1. Инфекционные заболевания, их классификация, факторы риска их возникновения

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Глава 1. Основные инфекционные заболевания и их профилактика.

Урок №1. Инфекционные заболевания, их классификация, факторы риска их возникновения.

Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

Преподаватель-организатор ОБЖ: Р.

Цель урока – получить представление о содержании курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»; познакомиться с классификацией, причиной возникновения, циклами развития инфекционных заболеваний; рассмотреть основные виды мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.

I. Организационный момент.

2) Проверка списочного состава учащихся.

3) Сообщение темы и цели урока.

II. Введение в курс «Основы медицинских знаний».

Уважаемые девушки, ученицы старших классов!

Вы держите в руках учебник, который написан специально для вас. В этой книге авторы постарались доступно рассказать о том, что такое здоровье человека и репродуктивное здоровье женщины, дать толчок к размышлению о здоровом образе жизни, о благополучии и счастье в семье.

В вашем возрасте девушки уже строят планы своей будущей жизни, у них появляется стремление к самореализации в семье и обществе. Возможность правильно оценить свои потенциальные творческие и профессиональные способности – важный шаг на пути в благополучную и счастливую жизнь.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Ваше здоровье связано с вашим поведением и является непременным условием эффективной деятельности, через которую и достигается счастье.

В учебнике последовательно раскрываются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, объясняются факторы, формирующие здоровье и разрушающие его. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека.

Вы узнаете о репродуктивном здоровье как составной части здоровья человека и общества, связи репродуктивного здоровья с демографической безопасностью государства. Особое внимание уделено связи здоровья человека и общества с необходимостью создания благополучной семьи.

Обратите ваше внимание, что данный учебник предназначен для углублённого изучения основ медицинских знаний с девушками в объёме учебного времени, отведённого на изучение раздела «Основы военной службы» с юношами.

Материал учебника представлен в двух разделах: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (изучается в 10 классе), «Основы здорового образа жизни» (изучается в 11 классе).

Авторы подобрали и систематизировали обширный материал, чтобы помочь вам сформировать полноценное представление о здоровье, репродуктивном здоровье, здоровом образе жизни, браке и семье, благополучной и счастливой семейной жизни.

Читайте также:  Дюфастон и тонкий эндометрий

Исследования, проводимые в нашей стране, свидетельствую о том, что сегодня молодёжь имеет большую свободу в выборе своего образа жизни. Возникла необходимость формирования глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни вообще и репродуктивном здоровье в частности. Недостаточность и фрагментарность информации по этому вопросу приводят к росту числа заболеваний, передаваемых половым путём, расширению масштабов употребления молодыми людьми наркотиков и алкоголя.

Авторы не ставили своей целью разработать инструкцию по правилам поведения. Право выбора пути – за вами. Мы надеемся, что вы, внимательно изучив все главы учебника, сумеете правильно разобраться в ситуации, которая сложилась в нашей стране в вопросах здоровья, сумеете верно оценить свою роль как женщины и будущей матери. Надеемся, что наши советы помогут вам организовать в недалёком будущем свой образ жизни так, чтобы стать любимыми и любящими супругами и счастливыми матерями. Вы должны суметь реально оценить свои физические, духовные, нравственные возможности, с тем, чтобы целенаправленно готовить себя к благополучной взрослой жизни.

Каждый параграф содержит выводы. Они обозначены восклицательным знаком.

Запомнив выводы, нужно ответить на вопросы. Они обозначены вопросительным знаком.

Ответив на вопросы, нужно выполнить задания. Они обозначены знаком «звёздочка (снежинка)».

В конце каждой главы, кроме того, содержится раздел «Дополнительные материалы». В него включены материалы для углублённого изучения предмета.

III. Изучение нового материала.

Инфекционные заболевания – это группа заболеваний, которые вызываются специфическими (патогенными) возбудителями и характеризуются циклическим течением и формированием в организме постинфекционного иммунитета.

В зависимости от локализации возбудителя в организме и механизма его передачи инфекционные болезни подразделяются на:

– кишечные инфекции (например, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, сальмонеллёз, ботулизм);

– инфекции дыхательных путей (например, дифтерия, грипп, туберкулёз);

– кровяные инфекции (например, сыпной тиф);

– инфекции наружных покровов (например, вирусный гепатит B, вирусный гепатит C, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, сифилис).

Возбудителями инфекционных болезней являются бактерии, вирусы, грибки. Непосредственной причиной возникновения заболевания является внедрение патогенных возбудителей в организм человека, с клетками и тканями которого они вступают во взаимодействие. Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от индивидуальных генетических и физиологических особенностей человека, состояния его иммунной системы и возраста.

Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития, определённая последовательность появления, нарастания и исчезновения симптомов заболевания.

Различаются следующие периоды развития болезни:

– основных проявлений болезни;

– угасания симптомов болезни;

Инкубационный период – это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов болезни.

Начальный период характеризуется общими проявлениями инфекционной болезни: недомогание, часто озноб, повышение температуры тела, головная боль, иногда тошнота, небольшие мышечные и суставные боли, т. е. признаки болезни, не имеющие сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех инфекционных болезнях, длится он обычно несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов болезни. В период основных проявлений болезни может наступить смерть больного или болезнь перейдёт в следующий период.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Читайте также:  Рак баугиниевой заслонки

Общие мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний подразделяются на санитарно-профилактические, которые проводятся независимо от наличия инфекционных заболеваний, и противоэпидемические, которые проводятся при возникновении инфекционной болезни. Обе группы мероприятий осуществляются в трёх направлениях:

– обезвреживание источника возбудителя инфекции;

– устранение (изоляция) источника возбудителя инфекции;

– создание условий, обеспечивающих невосприимчивость населения к данной инфекционной болезни (иммунизация).

1) Знание основных инфекционных заболеваний и причин их возникновения необходимо для повышения личной безопасности в повседневной жизни.

2) Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков болезни.

3) Осознанное соблюдение рекомендаций по профилактике возникновения инфекционных заболеваний – прямая обязанность каждого гражданина Российской Федерации.

1) На какие группы подразделяются инфекционные заболевания по механизму передачи и источнику возбудителя инфекции?

2) Какие различают периоды течения инфекционной болезни?

3) Какие общие мероприятия проводятся в стране по профилактике возникновения инфекционных заболеваний?

1. Домашнее задание. С помощью справочной медицинской литературы, материалов из средств массовой информации подготовьте сообщение на тему «Основные причины, способствующие возникновению инфекционных заболеваний».

2. Выставление и комментирование оценок.

Понедельник, 5 Февраль 2018

Понятие фактор риска означает элемент внешней или внутренней среды, который оказывает негативное влияние на жизненно-важные органы и системы человеческого организма.

Сами факторы риска не ведут к возникновению того или иного заболевания. Но значительно способствуют этому. Знать их очень важно, так как многие из них ведут к последствиям, связанным с угрозой здоровью.

Тяжесть течения заболевания, особенности клиники и конечный исход инфекционной болезни в целом зависит от общего состояния организма человека, от его физиологических особенностей и состояния иммунитета. Те, кто ведут здоровый образ жизни, правильно питаются и соблюдают нормы личной гигиены менее подвержены риску заболеть .

В данной статье будут приведены основные 5 факторов риска, которые наиболее часто способствуют возникновению инфекционных заболеваний.

Стрессы. Ни для кого не секрет, что во время стрессовых ситуаций организм человека максимально ослаблен, чаще подвергается атаке вредных факторов. К тому же, значительно снижены функции иммунитета. Если раньше организм противостоял тому или иному микроорганизму, то во время стрессов риск заболеть гораздо выше.

Алкоголизм. Действие алкоголя на наш организм изучено давно. Он нарушает функции нервной системы, снижает ее активность, тормозит основные процессы . Такие больные чаще подвержены, например, бактериальным пневмониям, абсцессам. Хронический алкоголизм приводит к тяжелым повреждениям внутренних органов, особенно печени.

Нарушение гигиены жилья. Из-за отсутствия ежедневной влажной уборки и регулярного проветривания распространяются респираторные заболевания.

Нарушение правил личной гигиены : тщательного мытья рук с мылом после поездки на общественном транспорте, перед употреблением пищи, после посещения туалета, выполнения грязных и уборочных работ. Во всех этих случаях возможно заразиться паразитозами, дизентерией. Так же к несоблюдению личной гигиены относится: редкое пользование душем, мылом и другими моющими средствами, редкая смена белья(нательного и постельного). Эти факторы способствуют появлению педикулеза (вшей), очаговой инфекции — фурункулов, карбункулов, вплоть до развития сесписа.

Таким образом, соблюдение норм личной гигиены и гигиены жилья, отказ от вредных привычек, избегание стрессовых ситуаций и адекватный прием лекарственных средств, обеспечивают повышение качества здоровья.

Материал составлен ООЭНиЭ по открытым Интернет-ресурсам

Adblock detector